Паломнические поездки
  • Бронирование номеров в паломнических поездках
  • Групповые и индивидуальные экскурсии с профессиональными гидами на русском и других языках
Оставьте заявку на паломническую поездку
Я перезвоню Вам и мы подберем для Вас лучший ближайший вариант
Отравляя свои контактные данные, Вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Самое замечательное и самое адекватное устройство паломничества – поездка прихода вместе со своим священником. Тогда люди едут с общими целями и задачами, они знают, что они хотят посетить, сколько раз хотят послужить Божественную Литургию, делают это, действительно, вместе, общиной.
Паломник
Паломник - физическое лицо, совершающее путешествие (поездку) для посещения мест религиозного почитания (паломничества) и объектов религиозного назначения, расположенных на территории Российской Федерации и за ее пределами, в целях участия в религиозных обрядах и церемониях
ЧТО ДАЮТ ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ПОЕЗДКИ
Это очень важно для современной России, т.к. большинство ее культурноисторических памятников одновременно и Святыни Православной церкви. 3. Миссионерская функция. Поездки по святым местам способствуют воцерковлению многих людей из тех, которые были нерелигиозными.

ЧТО НЕОБХОДИМО ВЗЯТЬ С СОБОЙ В ПАЛОМНИЧЕСКУЮ ПОЕЗДКУ

  • благочестивую одежду (платье или юбка)
  • удобную обувь на низком каблуке
  • предметы личной гигиены, аптечку
  • бутылочки для Святой воды из целебных источников
  • предметы личной гигиены
  • паспорт и полис медицинского страхования
  • запас воды для санитарно-гигиенических нужд в дороге
  • деньги для пожертвований в посещаемых храмах и монастырях
  • нательный крест
Паламнические поездки :

Старое Чекурское.

Храм Архангела Михаила.

Отец ОЛЕГ-Настоятель храма.
Очень широко известен в области (Изгнание бесов, очищение, очищение от проклятий, очищение от грехов, крещение)
.

Посещение святых мощей:

г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Св. мощи Сергий Радонежского

Большинству из нас известно, кто такой Сергий Радонежский. Биография его интересна многим людям, даже тем, кто далек от церкви. Он основал под Москвой Троицкий монастырь (в настоящее время это Троице-Сергиева лавра), много сделал для Русской церкви. Святой горячо любил свою Отчизну и немало сил положил на то, чтобы помочь своему народу пережить все бедствия. Нам стало известно о жизни преподобного благодаря рукописям его сподвижников и учеников. Работа Епифания Мудрого под названием «Житие Сергия Радонежского», написанная им в начале XV века, является ценнейшим источником информации о жизни святого. Все остальные рукописи, появившиеся позднее, представляют собой, в основной своей массе, переработки его материалов.
Место и время рождения
Доподлинно не известно, когда и где появился на свет будущий святой. Его ученик Епифаний Премудрый в жизнеописании преподобного говорит об этом в очень затейливой форме. Историки сталкиваются со сложной проблемой интерпретации данной информации. В результате изучения церковных сочинений XIX века и словарей было установлено, что день рождения Сергия Радонежского, скорее всего, — это 3 мая 1319 года. Правда, некоторые ученые склоняются к другим датам. Точное место появления на свет отрока Варфоломея (так звали святого в миру) также неизвестно. Епифаний Премудрый указывает, что отца будущего монаха звали Кирилл, а мать — Марией. До переселения в Радонеж семья жила в Ростовском княжестве. Считается, что родился преподобный Сергий Радонежский в селе Варницы в Ростовской области. При крещении мальчику было дано имя Варфоломей. Родители назвали его в честь апостола Варфоломея.
Детство и первые чудеса
В семье родителей Варфоломея было трое сыновей. Наш герой был вторым ребенком. Двое братьев его, Стефан и Петр, были детьми смышлёными. Они быстро освоили грамоту, научились писать и читать. А вот Варфоломею учеба никак не давалась. Сколько ни бранили его родители, ни старался образумить учитель, отрок не мог научиться читать, и святые книги были недоступны для его понимания. А затем произошло чудо: вдруг познал грамоту Варфоломей, будущий святой Сергий Радонежский. Биография его показательна тем, как вера в Господа помогает преодолеть любые жизненные трудности. О чудесном научении отрока грамоте рассказал в своем «Житии» Епифаний Премудрый. Он говорит о том, что Варфоломей долго и усердно молился, прося Бога помочь ему научиться писать и читать, чтобы познать Священное писание. И однажды, когда отец Кирилл отправил сына искать пасущихся лошадей, Варфоломей увидел под деревом старца в черной ризе. Мальчик со слезами на глазах рассказал святому о своей неспособности к учению и попросил помолиться за него перед Господом.


The Innovators:
How a Group of Geniuses, and Geeks Created the Digital Revolution
Старец сказал ему, что с сего дня отрок будет разуметь грамоту лучше своих братьев. Варфоломей пригласил святого в дом своих родителей. Перед их посещением они зашли в часовню, где отрок без запинки прочел псалом. Затем он поспешил со своим гостем к родителям, чтобы обрадовать их. Кирилл и Мария, узнав о чуде, стали восхвалять Господа. На вопрос к старцу о том, что означает сие удивительное явление, они узнали от гостя, что их сын Варфоломей был отмечен Богом еще в утробе матери. Так, когда Мария незадолго до родов пришла в церковь, ребенок в чреве матери прокричал три раза, когда святые пели литургию. Этот рассказ Епифания Мудрого нашел отражение в картине художника Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
Первые подвиги
Чем еще отмечен в детстве преподобный Сергий Радонежский в рассказах Епифания Премудрого? Ученик святого сообщает о том, что еще до 12-ти летнего возраста Варфоломей соблюдал строгие посты. В среду и пятницу он не ел ничего, а в другие дни питался только водой и хлебом. По ночам же отрок часто не спал, посвящая время молитве. Все это послужило предметом спора между родителями мальчика. Марию смущали эти первые подвиги сына.
Переселение в Радонеж
Вскоре семья Кирилла и Марии обеднела. Они вынуждены были перебраться на жилье в Радонеж. Произошло это примерно в 1328-1330 годах. Известна и причина, по которой произошло обнищание семьи. Это было тяжелейшее время на Руси, которая была под властью Золотой орды. Но не только татары тогда грабили народ нашей многострадальной родины, облагая его непосильной данью и совершая регулярные набеги на поселения. Ханы татаро-монгольские сами выбирали, кому из русских князей править в том или ином княжестве. И это было не менее тяжким испытанием для всего народа, чем нашествие Золотой Орды. Ведь такие «выборы» сопровождались насилием по отношению к населению. Об этом нередко рассказывал сам Сергий Радонежский. Биография его — яркий пример беззакония, творившегося в то время на Руси. Княжество Ростовское отошло великому князю московскому Ивану Даниловичу. Отец будущего святого собрался и переехал с семьей из Ростова в Радонеж, желая оградить себя и близких от разбоев и нужды.
Монашеская жизнь
Когда доподлинно произошло рождение Сергия Радонежского, неизвестно. Зато до нас дошли точные исторические сведения о его детской и юношеской жизни. Известно, что, еще будучи ребенком, он усердно молился. Когда ему исполнилось 12 лет, он решил принять монашеский постриг. Кирилл и Мария против этого не возражали. Однако они поставили сыну условие: монахом он должен стать только после их смерти. Ведь Варфоломей со временем стал единственной опорой и поддержкой стариков. К тому времени братья Петр и Стефан уже обзавелись своими семьями и жили отдельно от престарелых родителей. Недолго пришлось ждать отроку: вскоре Кирилл и Мария скончались. Перед смертью они, по обычаю того времени на Руси, приняли сначала иноческий постриг, а затем схиму. После кончины родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь. Там принял иноческий постриг его брат Стефан, к тому времени уже овдовевший. Недолго здесь находились братья. Стремясь к «строжайшему монашеству», они на берегу реки Кончуры основали пустынь. Там, посреди глухого Радонежского бора, в 1335 году Варфоломей возвел небольшую деревянную церковь, названную в честь Святой Троицы. Теперь на ее месте стоит соборный храм во имя Святой Троицы. Брат Стефан вскоре перебрался в Богоявленский монастырь, не выдержав аскетичного и слишком сурового образа жизни в лесу. На новом месте он затем станет игуменом.


The Innovators:
How a Group of Geniuses, and Geeks Created the Digital Revolution
А Варфоломей, оставшись совершенно один, призвал игумена Митрофана и принял постриг. Теперь он был известен, как монах Сергий. В тот момент жизни ему было 23 года. Вскоре к Сергию стали стекаться иноки. На месте церкви образовалась обитель, которая в наши дни называется Троице-Сергиева лавра. Отец Сергий стал здесь вторым игуменом (первым был Митрофан). Настоятели являли своим ученикам пример большого трудолюбия и смирения. Монах Сергий Радонежский сам никогда не брал подаяния от прихожан и запретил инокам делать это, призывая жить лишь плодами труда рук своих. Слава обители и его настоятеля росла и дошла до города Царьграда. Патриарх вселенский Филофей с особым посольством прислал преподобному Сергию крест, схиму, параман и грамоту, в которой отдал должное настоятелю за добродетельное житие и посоветовал ввести в монастыре киновию. Внемля этим рекомендациям, радонежский игумен ввел в своей обители общинножительный устав. Позднее он был принят во многих монастырях Руси.
Служение Отечеству
Очень много полезного и доброго для своей Родины сделал Сергий Радонежский. 700-летие со дня его рождения празднуется в этом году. Д. А. Медведев, будучи президентом РФ, подписал указ о праздновании этой памятной и значимой для всей России даты. Почему придается такое значение житию святого на государственном уровне? Главное условие непобедимости и нерушимости любой страны — в единении ее народа. Это очень хорошо понимал в свое время отец Сергий. Это также является очевидным для наших политиков сегодня. Хорошо известно о миротворческой деятельности святого. Так, очевидцы утверждали, что Сергий кроткими, тихими словами мог найти дорогу к сердцу любого человека, воздействовать на самые ожесточенные и грубые сердца, призывая людей к миру и послушанию. Нередко святому приходилось примирять враждующие стороны. Так, он призвал князей русских объединиться, отбросив в сторону все разногласия, и покориться власти князя московского. Это впоследствии стало главным условием освобождения от татаро-монгольского ига. Немалый вклад в победу русских в Куликовской битве внес Сергий Радонежский. Кратко рассказать об этом невозможно. Великий князь Дмитрий, получивший позднее прозвище Донской, перед боем пришел к святому, чтобы помолиться и спросить у него совета, можно ли войску русскому выступить против безбожных. Ордынский хан Мамай собрал несусветную рать, чтобы раз и навсегда поработить народ Руси.
Люди нашей Отчизны были страхом великим охвачены. Ведь никому еще не удавалось побить вражеское войско. Преподобный Сергий на вопрос князя ответил, что защищать Родину — дело богоугодное, и благословил его на великую битву. Обладая даром предвидения, святой отец предрек Дмитрию победу над татарским ханом и возвращение целым и невредимым домой со славой освободителя. Даже тогда, когда Великий князь увидел несметную вражескую рать, ничто не дрогнуло в нем. Он был уверен в будущей победе, на которую его благословил сам преподобный Сергий.
Монастыри святого
Год Сергия Радонежского празднуется в 2014 году. Особенно больших торжеств по этому случаю стоит ожидать в основанных им храмах и обителях. Кроме Троице-Сергиевой Лавры, святой воздвиг следующие монастыри: • Благовещенский в городе Киржач во Владимирской области; • Высоцкий монастырь в городе Серпухове; • Старо-Голутвин близ города Коломны в Московской области; • Георгиевский монастырь на реке Клязьме. Во всех этих обителях настоятелями стали ученики святого отца Сергия. В свою очередь, последователи его учений основали более 40 монастырей.
Чудотворения
Житие Сергия Радонежского, написанное его учеником Епифанием Премудрым, повествует о том, что в свое время настоятель Троице-Сергиевой Лавры совершил много чудес. Необычные явления сопровождали святого на протяжении всего его бытия. Первое из них было связано с его чудесным рождением. Это рассказ премудрого о том, как ребенок в чреве Марии, матери святого, во время литургии в храме прокричал три раза. И это слышали все люди, находящиеся в нем. Второе чудо – научение отрока Варфоломея грамоте. О нем подробно было рассказано выше. Еще известно о таком диве, связанном с жизнью святого: воскрешение отрока молитвами отца Сергия. Вблизи монастыря жил один праведный человек, который имел сильную веру в святого. Единственный сын его, малолетний мальчик, был смертельно болен. Отец на руках принес ребенка в святую обитель к Сергию, чтобы тот помолился за его выздоровление. Но отрок скончался, пока родитель его излагал свою просьбу настоятелю. Безутешный отец пошел готовить гроб, чтобы положить в него тело сына своего. А святой Сергий начал усердно молиться. И произошло чудо: мальчик вдруг ожил. Когда убитый горем отец нашел своего ребенка живым, он припал к ногам преподобного, вознося похвалы.

А настоятель велел подняться ему с колен, объяснив, что чуда здесь нет: просто отрок озяб и ослабел, когда отец нес его в монастырь, а в теплой келье согрелся и начал двигаться. Но мужчину было не переубедить. Он уверовал в то, что святой Сергий явил диво. В наши дни находится немало скептиков, сомневающихся в том, что преподобный творил чудеса. Их интерпретация зависит от мировоззренческой позиции истолкователя. Вероятно, что человек, далекий от веры в Бога, предпочтет не заострять внимания на подобной информации о чудесах святого, найдя им иное, более логичное объяснение. Но для многих верующих повествование о жизни и всех событиях, связанных с Сергием, имеет особое, духовное значение. Так, например, многие прихожане молятся о том, чтобы их дети постигли грамоту, благополучно сдали переводные и вступительные экзамены. Ведь отрок Варфоломей, будущий святой Сергий, поначалу также никак не мог одолеть даже азы учебы. И лишь усердное моление Богу привело к тому, что свершилось чудо, когда мальчик дивным образом научился грамоте. Старость и смерь преподобного Жизнь Сергия Радонежского являет для нас беспримерный подвиг служения Богу и Отечеству. Известно, что дожил он до глубокой старости. Когда лежал он на смертном одре, предчувствуя, что скоро явится на суд Божий, в последний раз призвал он братию для наставления. Своих учеников он призвал прежде всего «иметь страх Божий» и нести людям «чистоту душевную и любовь нелицемерную». Скончался настоятель 25 сентября 1392 года. Погребен он в Троицком соборе.
Почитание преподобного
Нет никаких документально подтвержденных данных о том, когда и при каких обстоятельствах люди начали воспринимать Сергия как праведника. Некоторые ученые склоняются к мнению, что настоятель Троицкой обители был причислен к лику святых в 1449-1450 годах. Тогда в грамоте митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке предстоятель Русской церкви называет Сергия преподобным, причисляя его к чудотворцам и святителям. Но есть и другие версии его канонизации.
День Сергия Радонежского празднуется 5 (18) июля.
Об этой дате говорится в трудах Пахомия Логофета. В них он повествует о том, что в этот день были обретены мощи великого святого. За всю историю Троицкого собора эта святыня покидала его стены только в случае серьезной угрозы извне. Так, два пожара, случившиеся в 1709 и 1746 году, послужили причиной выноса мощей святого из обители. Когда русские войска оставили столицу во время нашествия французов во главе с Наполеоном, останки Сергия были вывезены в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1919 году атеистически настроенное правительство СССР издало постановление о вскрытии мощей святого. После того как это не богоугодное дело было совершено, останки были переданы Сергиевскому историко-художественному музею в качестве экспоната. В настоящее время мощи святого хранятся в Троицком соборе.
Есть и другие даты памяти его настоятеля. 25 сентября (8 октября) — день Сергия Радонежского.
Это дата его преставления. Также поминают Сергия 6 (19) июля, когда прославляются все святые иноки Троице-Сергиевой Лавры. Храмы в честь преподобного Одним из самых почитаемых святых на Руси издревле считается Сергий Радонежский. Биография его изобилует фактами самоотверженного служения Богу. Ему посвящено множество храмов. Только в Москве их насчитывается 67. Среди них такие, как храм Сергия Радонежского в Бибиреве, собор Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре, храм Сергия Радонежского в Крапивниках и другие. Многие из них построены еще в XVII-XVIII веках. Существует множество церквей и соборов в различных областях нашей Родины: Владимирской, Тульской, Рязанской, Ярославской, Смоленской и так далее. Есть даже за рубежом обители и святилища, основанные в честь этого святого. Среди них храм преподобного Сергия Радонежского в городе Йоханнесбурге в ЮАР и монастырь Сергия Радонежского в городе Румия, в Черногории.



The Innovators:
How a Group of Geniuses, and Geeks Created the Digital Revolution
Изображения преподобного

Стоит вспомнить также множество икон, созданных в честь святого. Самое древнее его изображение – это шитый покров, выполненный в XV веке. Сейчас он находится в ризнице Троице-Сергиевой лавры. Одна из самых известных работ Андрея Рублева – «Икона преподобного Сергия Радонежского», на которой также присутствуют 17 клейм о житии святого. Писали о событиях, связанных с настоятелем Троицкого монастыря не только иконы, но и картины. Среди советских художников здесь можно выделить М. В. Нестерова. Известны следующие его работы: «Труды Сергия Радонежского», «Юность Сергия», «Видение отроку Варфоломею». Сергий Радонежский. Краткая биография его вряд ли сможет рассказать о том, каким незаурядным человеком он был, как много сделал для своей Отчизны. Поэтому мы подробно остановились на жизнеописании святого, сведения о котором взяты преимущественно из работ его ученика Епифания Премудрого. —


Михайло-Архангельский монастырь г. Юрьев-Польский Епархиальные монастыри РПЦ

Св. Мощи небесного покровителя Юрьев-Польского князя Святослава Всеволодовича

Князь Святослав Всеволодович (1196-1252), сын Всеволода Большое Гнездо, получил в удел город Юрьев-Польский в 1212 году. Князь известен как участник Липицкой битвы, битвы на Сити и ряда походов против волжских булгар, мордвы и Ордена меченосцев.
В Юрьев-Польском при Святославе Всеволодовиче был построен знаменитый белокаменный Георгиевский собор, основан мужской монастырь в честь Архангела Михаила. Жена князя — Евдокия Давыдовна Муромская — дочь муромского князя Давыда Юрьевича и его супруги Февронии, которых некоторые исследователи отождествляют с муромскими святыми Петром и Февронией.
После смерти в феврале 1252 году мощи князя Святослава Всеволодовича были положены в Георгиевском соборе. В апреле 1916 году останки перенесены во вновь построенный неподалеку Троицкий собор и положены в новый кипарисовый гроб, вложенный в новую медную высокохудожественной работы раку.
После Октябрьской революции 1917 года мощи князя были вскрыты и изучены специальной комиссией, о чем был составлен акт. С 1919 по 1991 год останки или были выставлены в экспозиции Юрьев-Польского художественно-исторического музея или хранились в его запасниках. Музей находился в Михаило-Архангельском монастыре.
В 1991 году после открытия первой в Юрьев-Польском церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы мощи были торжественно были перенесены для поклонения в этот храм. Спустя 19 лет — в феврале 2020 года останки князя Святослава решено было перенести обратно в основанный им монастырь в честь Архангела Михаила.
Крестный ход с гробом прошествовал от Свято-Покровского храма до монастыря 16 февраля. Затем в Соборном храме Михаило-Архангельской обители прошла божественная литургия. Ее совершил епископ Александровский и Юрьев-Польский Иннокентий. На богослужении присутствовали первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, член Совета Императорского Православного Палестинского общества Сергей Рябухин, глава администрации Юрьев-Польского района Евгения Родионова, генеральный директор ОАО «Владрегионгаз», бывший глава Юрьев-Польского района Алексей Конышев. Проповедь произнёс настоятель Михаило-Архангельского монастыря игумен Афанасий (Селичев).
Как рассказал Зебра ТВ игумен Афанасий, больше переносить мощи небесного покровителя Юрьев-Польского не планируется. Михаило-Архангельский монастырь принадлежит государству и совместно используется Русской православной церковью и Юрьев-Польским историко-архитектурным и художественным музеем. В настоящее время оформляется передача ряда объектов обители Александровской епархии.



Святослав Всеволодович садится на Владимирский престол
В январе 1200 года он был назначен на княжение в Новгороде, а затем был сменён старшим братом, Константином в 1205 г. и снова вернулся в Новгород 9 февраля 1208 года[2]. Однако, уже следующей зимой Святослав был захвачен пригласившими на княжение Мстислава Удатного новгородцами и освобождён после похода владимирских войск во главе со старшими Всеволодовичами на Торжок.
В 1212 году по смерти отца Святослав получил в удел город Юрьев-Польский. В начавшейся борьбе за великое княжение между старшими братьями сначала уехал в Ростов к Константину, но затем перешёл на сторону Юрия и участвовал в Липицкой битве.
В 1220 году Святослав во главе владимирского войска был послан старшим братом Юрием против волжских болгар. Экспедиция была речной и закончилась победой русских войск у Ошеля.
В 1222 году Святослав во главе владимирского войска был послан Юрием на помощь новгородцам и их князю Всеволоду, сыну Юрия. 12-тысячное русское войско в союзе с литовцами вторглось на территорию ордена и разорило окрестности Вендена.

В 1226 году Святослав вместе с младшим братом Иваном во главе владимирского войска был послан Юрием против мордвы и одержал победу. В 1229 году Святослав был отправлен Юрием в Переяславль-Южный, затем вернулся на север. В 12301234 годах в Юрьеве-Польском был построен Георгиевский собор, «чудну зело, вельми украси ю резным каменем от подошвы и до верху святых лики и праздники, а сам бе мастер». В соборе находится рельефная композиция, называемая по традиции «Святославовым крестом», в основании которой стоит камень с надписью-посвящением Святослава Всеволодовича[4][5]. Академик Российской академии художеств С. В. Заграевский показывал, что князь Святослав не только сам был архитектором Георгиевского собора, но также руководил строительством и других крупных белокаменных храмов эпохи великого князя Юрия Всеволодовича, в том числе Богородице-Рождественского собора 1222-1225 гг. в Суздале[6].
В 1238 году Святослав принял участие в битве на Сити. От занявшего владимирский престол брата Ярослава получил в удел Суздальское княжество. В 1246 году умер Ярослав, и Святослав занял великокняжеский престол по старому праву наследования. Своим племянникам, семерым сыновьям Ярослава, он раздал по княжеству, однако Ярославичи остались недовольны этим распределением. В 1248 году он был изгнан своим племянником Михаилом Ярославичем Хоробритом, который вскоре погиб в бою с литовцами на реке Протве. Затем сам Святослав разбил литовцев у Зубцова. Владимирское княжение по завещанию Ярослава и по воле Гуюка досталось Андрею Ярославичу.
В 1250 году Святослав со своим сыном Дмитрием ездил в Орду. По мнению историка А. В. Экземплярского, это была безрезультатная поездка с попыткой возвращения великокняжеского престола. Историк В. А. Кучкин замечает, что хотя летописи не говорят явным образом о цели этой поездки, такие путешествия русских князей с сыновьями-наследниками к ханам обычно совершались тогда, когда речь шла о закреплении за Рюриковичами их княжеств-отчин. Учитывая, что внук Святослава уже носил прозвище Юрьевского, Кучкин делает предположение, что к тому времени Святослав владел Юрьевским княжеством[7].
После недолгого великого княжения во Владимире князь Святослав вернулся в Юрьев-Польский. Здесь он основал мужской княжеский монастырь в честь Архангела Михаила.

Серафимо-Дивеевский монастырь в Дивеево.
св. мощи Преподобного Серафима Саровского
Преподобный Серафим имел от Божией Матери особое поручение и попечение о Дивеевской обители, и все его отношение к дивеевским сестрам неразрывно связано с его постоянными молитвенными воздыханиями к Божией Матери.

Первоначальница Дивеевской обители преподобная Александра (Мельгунова) просила саровского иеродиакона Серафима, известного своей высокой духовностью, позаботиться об основанной ею общине. Он не сразу принял на себя эту обязанность, а лишь по прошествии многолетних духовных подвигов. Великий угодник Божий понес на себе труды пустынножительства, постничества, затворничества, молчальничества, столпничества и затем по указанию Царицы Небесной отворил двери кельи, приняв на себя подвиг старчества. Все сокровище полувекового опыта монашеской жизни, всю силу своей молитвы, всю великую свою любовь святой старец готов был излить на жаждущих духовного утешения людей. С этого времени он начал духовно
и материально заботиться о Дивеевской общине.

Не по своей человеческой мысли и не по примеру существовавших до этого других обителей, но по личному повелению ему Самой Божией Матери преподобный Серафим основал в Дивееве еще одну общину – девичью, Мельничную. 25 ноября 1825 года в саровском лесу преподобному Серафиму явилась Царица Небесная и повелела взять из первоначальной общины восемь сестер, которых назвала по именам. Она благословила построить для них два Рождественских храма, мельницу и оградить новую общину канавой. Пресвятая Богородица обещала быть игуменией в этой обители и дала для нее новый устав, нигде до того не существовавший.

Через несколько дней к батюшке пришли две дивеевские сестры – Параскева Степановна и Мария Семеновна. Около часа у Распятия продолжалась их совместная молитва о новой общине.

После этого батюшка стал приобретать лес для мельницы. В 1826 году на праздник Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной состоялась закладка мельницы. А через год, накануне праздника Казанской иконы Божией Матери, мельница замолола. Позже купил он житницу, приказал строить кельи и стал присылать в общину сестер.

Накануне праздника Святой Троицы он сам положил начало Канавке, неведомым образом перенесясь из Саровской пустыни в Дивеево.

Под духовным руководством преподобного Серафима находились не только дивеевские сестры. К нему за советом обращались из Ардатовской Покровской женской общины, из Спасо-Зеленогорского и Кутузовского Богородичного монастырей. Но ни одна обитель не вызывала у батюшки такого трепетного отношения, как Дивеевская. Все дела в ней делались по его благословению. Он стал настоящим земным ангелом хранителем своих дивеевских чад. Умиленно
и с любовью, жалея их, называл сиротами. Побывал здесь единожды в молодости, а знал о Дивееве все, даже какие камешки где лежат.

Дивеевская обитель начиналась в бедности, но было свидетельство преподобного Серафима о ней как о великой лавре. Он даже нарисовал план будущей Дивеевской лавры, и этот план хранится в монастыре среди вещей батюшки, свидетельствуя о прозорливости саровского старца.

Под духовным руководством преподобного Серафима находились не только дивеевские сестры. К нему за советом обращались из Ардатовской Покровской женской общины, из Спасо-Зеленогорского и Кутузовского Богородичного монастырей. Но ни одна обитель не вызывала у батюшки такого трепетного отношения, как Дивеевская. Все дела в ней делались по его благословению. Он стал настоящим земным ангелом хранителем своих дивеевских чад. Умиленно
и с любовью, жалея их, называл сиротами. Побывал здесь единожды в молодости, а знал о Дивееве все, даже какие камешки где лежат.

Дивеевская обитель начиналась в бедности, но было свидетельство преподобного Серафима о ней как о великой лавре. Он даже нарисовал план будущей Дивеевской лавры, и этот план хранится в монастыре среди вещей батюшки, свидетельствуя о прозорливости саровского старца.

«Почему я занимаюсь ими? – рассуждал батюшка. – Я о них имею попечение за послушание старцев: строителя Пахомия и казначея Исаии, моих покровителей».

Первоначальницей обеих общин – и Казанской, и Мельничной – он считал преподобную Александру, сам питал к ней уважение и сестрам внушал то же отношение. Он говорил: «Матушка Агафья Семеновна великая жена, и всем нам благотворительница была, и столь изобиловала благодатию Божиею, скажу вам, что удостоилась дара духовного… Великая и святая жена была она, матушка Агафия Семеновна, вельми великая и святая! …Она святая была! Я и сам доныне ее стопы лобызаю!»

На себя же он смотрел как на духовного родоначальника новой общины. «Скажу тебе, радость моя, – говорил он сестре Евдокии Ефремовне, – я вас духовно породил и во всех телесных нуждах не оставлю». Он заповедовал непрестанно молиться, за все благодарить Господа и всегда бодрствовать, быть радостными, не допускать духа уныния, скорби от сестер переносить, не смущаясь и не ропща, ибо, как батюшка говорил, «монах – только тот и монах, когда, как лапти, будет всеми отбит и отрепан!»

В Дивеевской обители преподобным Серафимом были установлены главные правила, чтобы вечно, неугасимо горела свеча перед местной иконой Спасителя в церкви Рождества Христова и вечно неугасимая же лампада у храмовой иконы Божией Матери в церкви Рождества Богородицы. В этой же церкви завещал на вечные времена читать денно и нощно Псалтирь, говоря: «Она будет вечно питать обитель!» Также завещал на вечные времена неопустительно по воскресным дням перед литургией служить нараспев параклис Божией Матери, оба канона попеременно через неделю, как в Саровской пустыни. «Если это исполнят, никакие беды обитель не постигнут», ‒ говорил батюшка Серафим.

Правило саровских иноков, которое строго соблюдали в общинке матери Александры, преподобный Серафим считал трудным и даже непосильным для девиц и дал повседневное правило, установленное для них Самой Богородицей. Оно включает молитвы к Ней и к Спасителю, читаемые в определенной последовательности с поклонами. Правильце должно прочитываться трижды
в день. Утром к нему добавляются утренние молитвы, вечером – вечерние молитвы, 12 избранных пустынными отцами псалмов, помянник, поучение
и по 100 поясных поклонов с молитвами Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных! и Владычица наша Пресвятая Богородице, спаси нас грешных. До обеда следовало постоянно читать про себя Иисусову молитву,
а после обеда – до ночи: Владычица моя Пресвятая Богородице, спаси нас!


Велика была вера сестер в силу молитв батюшки Серафима, и она удивляла многих его современников. Однажды сестры ехали на саровскую мельницу,
и вдруг лошадь споткнулась, упала и ногу свихнула так, что не могла уже встать. Сестры напугались, не знали, что делать с возом и как вернуться домой, заплакали и закричали: «Батюшка Серафим, помоги нам!» На этот крик и плач подошли монахи, и один из них ударил лошадку, она вскочила, нога у нее хрустнула, и сустав встал на место. Другой монах, смотря на случившееся, произнес: «Ну, братья, у нас нет таковой веры, как у монашенок. Как они закричали: "Батюшка Серафим, помоги нам!" – вот он и сотворил чудо, помог
им по вере их». Сестры же радовались и заочно благодарили батюшку.

Бесхитростные и простодушные рассказы сирот Серафимовых как нельзя лучше обрисовывают святую жизнь сестер Дивеевской обители, принявших по молитвам великого подвижника Царство Небесное внутрь себя
с детской простотой.

«А я прихожу к нему, батюшке Серафиму, – рассказывает старица Агафья Григорьевна, –
да и думаю, смущенная духом, что по кончине
не будет уже никому и никакой награды. Батюшка был в своей келье в сеночках, положил головку
на грешное плечо мое и сказал: "Не унывай, не унывай, матушка, мы в Царствии-то Небесном будем с тобою ликовать!" – и всплеснул он ручками, и лицо его, как свет, просветилось, и до трех раз повторял он все эти же сладостные слова: "Не унывай, не унывай, мы с тобою
в Царствии Небесном будем ликовать!"
И прибавил: "Матушка, чтоб умная молитва навсегда бы при тебе была". А я, грешница, изнемогала в малодушии. "Не слушай, – говорит, – матушка, куда тебя мысли-то посылают, а молись так, матушка: помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твое, и с начала до конца. О, Всепетая Мати… потом: помяни, Господи, отца нашего иеромонаха Серафима, и свое-то имя помяни, вот, матушка, мои грехи простит Господь и твои, так и спасемся!"».
Не в силах понести трудности общинной жизни, одна из дивеевских сестер решила выйти из обители, ничего не сказав об этом преподобному Серафиму. Неожиданно старец сам прислал за ней. Сестра пришла к нему в смущении. Батюшка стал рассказывал ей о своей монастырской жизни и несколько раз повторял: «Я, матушка, всю монастырскую жизнь прошел и никогда даже мыслью не выходил из монастыря».

«Что из трех лучше, – спрашивал он, – утешение, молитва или беседа?» Сестра сказала: «Не знаю, батюшка». И тут же нашлась: «Что может быть выше молитвы?» «Ты благоразумно отвечаешь», – сказал старец. Затем он начал говорить ей, чтобы ни в каком случае она не оставляла обитель. «Нам, матушка, Сама Царица Небесная пожаловала землю, на которой живете вы. Матерь Божия исходатайствовала ее у Господа, а я, убогий Серафим, выпросил ее
у Царицы Небесной, так никто ее у нас не отнимет. У нас, матушка, и свой собор будет. Что нам, матушка, унывать? Все у нас будет свое. Сестры будут и пахать,
и хлеб сеять; а ты, как полная хозяйка, отрежь хлеба, сколько тебе угодно, посоли да кушай себе на здоровье. К нам придут и вдовицы, и отроковиц приведут
с собой».
Предчувствуя приближающуюся кончину и сознавая, что после него отца им
не будет и останутся дивеевские совершенными сиротами, батюшка заботился об их будущем. Сокрушался: «Кто вас без меня будет кормить-то?» И утешал: «Вручаю вас Самой Матушке Царице Небесной! Она одна вас не оставит!»

Made on
Tilda